Правила дорожного движения (ПДД)
Обзорная справка ДДТТ за январь-август 2023 года
По состоянию на 16.08.2023 года на территории Витебской области зарегистрировано 20 дорожно-транспортных происшествий (в 2022 году – 24), в которых ранения получили 23 несовершеннолетних (в 2022 году – 22), погиб – 1 (в 2022 – 2).
Снизилось количество ДТП с участием несовершеннолетних в Миорском районе, г. Орше и г. Полоцке (с 1 до 0 в каждом), в Оршанском районе и г. Новополоцке (с 3 до 0 в каждом), Витебском районе (с 3 до 1), Докшицком районе (с 2 до 1).
Рост ДТП зафиксирован в Лепельском, Лиозненском, Россонском, Шумилинском, Шарковщинском, Сенненском районах (с 0 до 1 в каждом) и г. Витебске (с 5 до 6).
Возросло количество в ДТП с участием детей-пассажиров (с 7 до 8 ДТП, +1), в которых 1 ребенок погиб и 10 получили ранения. Указанные ДТП имели место в Браславском, Докшицком, Чашникском и Шумилинском районах (по 1 в каждом), а также в Полоцком и Витебском районах (по 2 в каждом).
Установлен рост числа ДТП с участием детей-пешеходов (с 5 до 7 ДТП, +3), в которых ранения получили 8 несовершеннолетних. Данные ДТП имели место в Полоцком и Россонском (по 1 в каждом) районах, а также в г. Витебске (5 ДТП).
Возросло количество ДТП с участием детей-водителей (с 1 до 2 ДТП, +1), в которых 2 ребенка получил ранения. Данные ДТП имели место в Лиозненском и Шарковщинском районах (по 1 ДТП в каждом).
Одновременно снизилось количество ДТП с участием детей-велосипедистов (с 11 до 3 ДТП), в котором 3 ребёнка получили ранения. Данные ДТП имели место в Лепельском районе и в г. Витебске (по 1 ДТП в каждом).
Справочно:
27 января в Шумилинском районе водитель автомобиля «Ford Galaxy», осуществляя разворот, не убедился в безопасности совершаемого маневра, не подал сигнал поворота соответствующего направления, чем создал препятствие и опасность для дорожного движения автомобилю «ISUZU». В результате столкновения несовершеннолетний пассажир 2012 г.р. с полученными травмами доставлен в медучреждение.
10 февраляв г. Витебске водитель автомобиля «Citroen» при проезде пешеходного перехода совершил наезд на несовершеннолетнего, который пересекал проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате ДТП несовершеннолетний 2007 г.р., с полученными травмами госпитализирован.
16 февраля водитель автомобиля «Hyundai» вблизи деревни Большие Лётцы Витебского района при выборе скорости движения не учла особенности и состояние транспортного средства, дорожные и погодные условия, в результате чего не справилась с управлением, выехала на полосу встречного движения, где столкнулась с двигавшимся во встречном направлении автомобилем «Opel». В результате ДТП несовершеннолетние пассажиры 2018 г.р и 2010 г.р с полученными травмами госпитализированы.
25 февраля в Докшицком районе водитель автомобиля «Peugeot» не справилась с управлением, выехала на полосу встречного движения, где совершила столкновение с автомобилем «Toyota», который двигался во встречном направлении. В результате ДТП несовершеннолетняя девушка-пассажир 2005 г.р. скончалась в учреждении здравоохранения.
25 февраля водитель автомобиля «BMW» вблизи д. Смориги Полоцкого района при совершении обгона выехала на полосу встречного движения и совершила столкновение с двигавшимся во встречном направлении автомобилем «AUDI». В результате ДТП несовершеннолетние пассажиры 2014 г.р и 2017 г.р с полученными травмами госпитализированы в медучреждение.
4 апреляв г. Витебске водитель автомобиля «Mercedes», двигаясь по пр. Строителей, осуществила выезд на пересечение с ул. Чкалова на запрещающий красный сигнал светофора, в результате чего совершила наезд на мальчика, который переходил дорогу по регулируемому пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. В результате ДТП несовершеннолетний 2009 г.р. с полученными травмами госпитализирован.
14 апреля несовершеннолетний,управляя мотоциклом «Минск», двигаясь вблизи д. Лядники Шарковщинского района, не выбрал безопасную скорость движения, не учел дорожные условия, в результате чего не справился с управлением и совершил падение на проезжую часть дороги. В результате ДТП несовершеннолетний 2006 г.р.с полученными травмами госпитализирован.
15 мая водитель автомобиля «БМВ» двигаясь по Бешенковичскому шоссе в г. Витебске на разрешающий сигнал светофора, совершил наезд на несовершеннолетнего велосипедиста, который внезапно выехал на проезжую часть на запрещающий сигнал светофора. В результате ДТП несовершеннолетний 2009г.р., с полученными травмами доставлен в УЗ «ВОКБ».
21 маяв Чашникском районе водитель автомобиля «FordFocus» при выборе скорости движения не учла дорожные условия, состояние транспортного средства, в результате чего не справилась с управлением и автомобиль опрокинулся. В результате ДТП несовершеннолетний пассажир 2006 г.р. с полученными травмами доставлен в УЗ «Новолукомльскую ЦРБ».
24 мая в г. Витебске водитель автомобиля «Seat» осуществил проезд регулируемого пешеходного перехода на запрещающий красный сигнал светофора и не предоставил преимущество в движении несовершеннолетнему мальчику 2008 г.р. и девочке 2009 г.р., которые пересекали проезжую часть дороги на разрешающий зеленый сигнал светофора для пешеходов. В результате ДТП оба несовершеннолетних получили повреждения.
25 мая в г. Витебске водитель автомобиля «Mazda» при проезде регулируемого пешеходного перехода совершила наезд на несовершеннолетнюю девочку, которая пересекала дорогу на разрешающий зеленый сигнал пешеходного светофора. В результате ДТП с полученными травмами несовершеннолетняя 2010г.р. и госпитализирована в медучреждение.
2 июня в д. Охотница Полоцкого района несовершеннолетний пешеход внезапно выбежал из калитки заборного ограждения и попал под колеса автомобиля «Kia». В результате ДТП несовершеннолетний 2016 г.р.с телесными повреждениями госпитализирован в УЗ «Новополоцкая ЦГБ».
20 июня в Лепельском районе несовершеннолетний велосипедист на перекрестке неравнозначных дорог не уступил дорогу мотоциклу «BajajBoxer». В результате ДТП несовершеннолетний 2015 г.р.с полученными травмами госпитализирован в реанимационное отделение УЗ «Лепельская ЦРБ».
23 июня в г.п. Лиозно водитель автомобиля «Volkswagen» при выезде со второстепенной дороги не предоставил преимущество в движении и совершил столкновение с мотоциклом«Bajaj» под управлением несовершеннолетнего 2005 г.р. В результате ДТП несовершеннолетний с полученными травмами госпитализирован в медучреждении.
24 июня водитель автомобиля «Chevrolet» при движении вблизи д. Муражи Браславского района при выборе скорости движения не учла особенности транспортного средства и дорожные условия и столкнулась со световой опорой. В результате ДТП несовершеннолетний пассажир автомобиля 2010 г.р. получил телесные повреждения и был доставлен в приемный покой УЗ «Браславская ЦРБ».
16 июля в г. Витебске на ул. Ленинградской водитель автомобиля «LadaVestaCross» совершил наезд на двух несовершеннолетних пешеходов, пересекавших проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора для пешеходов. В результате ДТП несовершеннолетние 2015 и 2016 г. р. получили телесные повреждения.
22 июля в Полоцком районе водитель автомобиля «Audi» на закруглении дороги не справился с управлением, съехал в кювет и совершил столкновение с деревом. В результате ДТП несовершеннолетняя девочка-пассажир 2007 г. р. получила телесные повреждения.
15 августа в Витебском районе водитель автомобиля «Mersedes» не предоставил преимущества в движении автомобилю «Rover», который двигался по главной дороге. В результате ДТП несовершеннолетний пассажир 2006 г.р. получил телесные повреждения.
10 августа в Сенненском районе водитель автомобиля «Renault» совершил наезд на двигавшегося в попутном направлении велосипедиста 2008 г.р., который в результате ДТП доставлен в медучреждение.
Анализ аварийности по месяцам в сравнении с соответствующим периодом 2022 года показал, что снизилось количество ДТП в марте (с 1 до 0) и мае (с 7 до 5), июле (с 4до2) и августе (с 6 до 2).
Возросло количество ДТП в феврале (с 0 до 4) и апреле (с 1 до 2).
На прежнем уровне осталось количество ДТП в январе (по 1 ДТП) и в июне (по 4 ДТП).
В январе совершено 1 ДТП, пострадал ребёнок-пассажир (27.01.2023 Шумилинский район).
В феврале совершено 4 ДТП, пострадали 2 ребенка-пешехода (10.02.2023 и 16.02.2023г. Витебск) и 6 детей-пассажиров (16.02.2023 – Витебский район, 25.02.2023 – Полоцкий район, 25.02.2023 – Докшицкий район – погиб).
В марте ДТП не произошло.
В апреле совершено 2 ДТП, пострадали 1 ребенок-пешеход (04.04.2023 – г.Витебск) и 1 ребенок-водитель (14.04.2023–Шарковщинский район).
В мае совершено 5 ДТП, пострадали 3 ребенка-пешехода (07.05.2023 –Россонский район, 24.05.2023 и 25.05.2023 – г. Витебск), 1 ребенок-пассажир (21.05.2023 - Чашникский район) и 1 ребенок-велосипедист (15.05.2023 в г. Витебск).
В июне совершено 4 ДТП, пострадал1 ребенок-пешеход (02.06.2023 – Полоцкий район), 1 ребенок – велосипедист (20.06.2023 – Лепельский район), 1 ребенок-водитель (23.06.2023 – Лиозненский район), 1 ребенок – пассажир (24.06.2023 – Браславский район).
В июле совершено 2 ДТП, пострадали 2 ребенка-пешехода (16.07.2023 – г. Витебск) и 1 ребенок – пассажир (22.07.2023 –Полоцкий район).
В августе совершено2 ДТП,пострадал 1 ребенок-пассажир (15.08.2023 –Витебский район), 1 ребенок – велосипедист (10.08.2023 – Сенненский район).
ДТП с участием несовершеннолетних произошли с период времени:
С 06:00 до 12:00 часов произошло 3 ДТП, в которых пострадали 4 несовершеннолетних ребенка-пассажира и 1 ребенок – пешеход.
С 12:00 до 18:00 часов произошло 10ДТП, в котором пострадали 4 несовершеннолетних ребенка-пассажира, 5 детей-пешеходов, 2 ребенка-велосипедиста, 1 ребенок-водитель.
С 18:00 до 00:00 часов произошло 6 ДТП, в которых пострадали 2 несовершеннолетних ребенка-пешехода, 2 ребенка-пассажира, 1 ребенок-водитель, 1 ребенок-велосипедист.).
С 00:00 до 06:00 часов ДТП не происходило.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ в г. Орше
Велосипед как средство отдыха и как средство для повседневных поездок в Беларуси становится популярным. Если ранее велосипедный транспорт преобладал в сельских районах и малых городах, то сейчас его использование резко возросло и в крупных городах. Велосипед является отличным вариантом для повседневных поездок, удовлетворяя потребности горожан в удобном транспорте для коротких перемещений. Развитие велосипедного транспорта наряду с общественным позволяет уменьшить использование личных автомобилей, улучшая качество городской среды и общественных пространств. Велосипед не наносит экологического ущерба, занимает минимум городского пространства и стимулирует активный образ жизни. Инвестиции в городскую велосипедную инфраструктуру являются одними из самых высокоокупаемых мероприятий, в том числе за счёт улучшения здоровья жителей и уменьшения затрат на медицинское обслуживание. Развитие загородной велоинфраструктуры, интеграция с общественным пригородным и междугородним транспортом позволит развивать велосипедный туризм, имеющий большой потенциал в Беларуси.
Предметом настоящей Концепции являются меры на национальном уровне по устранению барьеров для развития велосипедного транспорта, велосипедного туризма и улучшению безопасности дорожного движения в части, касающейся использования велосипедов.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Концепция развития велосипедного движения в г. Орше (далее - Концепция) разработана на основании решения Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 15 июня 2017 г. № 33/11 пр) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусьот 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» и Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 года «О дорожном движении».
- Настоящая Концепция:
2.1. представляет собой систему взглядов на роль велосипедного транспорта (велотранспорта) в транспортной системе г. Орши и системе общественных отношений;
2.2. определяет цели, основные направления и государственную политику развития велосипедного движения;
2.3 учитывает опыт европейских стран с высоким уровнем развития велотранспорта;
2.4 предназначена для использования органами государственного управления, ведомствами, местными органами власти при осуществлении государственного регулирования в области дорожного движения, разработке целевых программ по развитию велосипедного движения.
- Развитие велосипедного движения позволяет уменьшить влияние большинства угроз, связанных с дорожным движением:
3.1. физическую и имущественную, проявляющиеся в совершении дорожно-транспортных происшествий, приводящих к гибели и травматизму людей, повреждению транспортных средств, грузов, дорожных сооружений, иного имущества – за счет сокращения интенсивности использования индивидуальных легковых автомобилей, водители которых составляют основную часть участников дорожно-транспортных происшествий;
3.2. экологическую, проявляющуюся в загрязнении механическими транспортными средствами окружающей среды, повышенном шуме и других факторах, приносящих вред здоровью людей, государству и обществу – за счет снижения негативного влияния на окружающую среду вредных выбросов и шума в связи с уменьшением использования легковых автомобилей (в первую очередь в городах);
3.3 социальную, проявляющуюся в ухудшении здоровья населения из-за малоподвижного образа жизни – за счет снижения в населенных пунктах и на подходящих к ним участках автомобильных дорог интенсивности автомобильного движения, снижения остроты проблемы автомобильных парковок, привлечения большего количества граждан к здоровому образу жизни, улучшения поведения участников движения и их взаимоотношений на дорогах;
3.4. экономическую, проявляющуюся в неоправданных остановках и перепробеге транспортных средств, перерасходе топлива механическими транспортными средствами, потерях времени участников дорожного движения, а также наличии необходимости утилизации автомобилей и продуктов их эксплуатации - за счет снижения интенсивности использования индивидуальных легковых автомобилей без роста количества маршрутных транспортных средств, а также уменьшения (в перспективе) объемов утилизации брошенных автомобилей и побочных продуктов их эксплуатации (автомобильных шин, аккумуляторов, масел и т.п.).
Глава 2. ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
- 4. Целями Концепции является:
снижение количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях велосипедистов не менее чем на 25 % к 2030 году по сравнению с 2018 годом;
уменьшение потерь от происшествий с участием велосипедистов на улицах населенных пунктов и автомобильных дорогах не менее чем на 25 % к 2030 году по сравнению с 2018 годом;
создание условий для более активного использования велосипедов как средства обеспечения мобильности населения на принципах устойчивого развития с увеличением доли поездок на велосипедах (в первую очередь для утилитарных целей): в городах с численностью населения 50 тыс. человек и более - до 8 - 10%, в городах с численностью населения менее 50 тыс. человек и поселках городского типа - до 15-20%, в агрогородках и сельских населенных пунктов - свыше 40%;
создание условий для более активного развития велосипедного туризма.
- Основными направлениями развития системы велосипедного движения в Республике Беларусь являются:
5.1. достижение наиболее полного соответствия характеристик велосипедов, велосипедной (уличной/дорожной) инфраструктуры и организации движения велосипедистов потребностям общества;
5.2. повышение эффективности управления системой велосипедного движения;
5.3. формирование государственной политики для управления системой велосипедного движения, основанной на повышении безопасности движения велосипедистов, предоставлении больших возможностей для использования велосипедов в повседневной жизни, расширение категорий населения, использующих велосипеды для передвижения;
5.4. обеспечение общественной поддержки при проведении государственной политики в области велосипедного движения.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ
- Государственная политика по развитию велосипедного движения основывается на осуществлении мер:
6.1. принимаемых в отношении транспортных средств (велосипедов):
создание более совершенствованных конструкций велосипедов (в том числе электровелосипедов), обеспечивающих повышение удобства пользования видом транспорта и расширяющим сферу его применения с увеличением доступных расстояний;
совершенствование конструктивной и эксплуатационной безопасности велосипедов, гармонизация обязательных требований к велосипедам в Республике Беларусь с аналогичными международными требованиями;
развитие и совершенствование системы диагностирования, технического обслуживания, ремонта и проката велосипедов, в том числе создание автоматизированных систем проката;
6.2. принимаемых в отношении водителей велосипедов:
организация в учреждениях образования системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению при движении на велосипеде по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог;
организация дополнительной подготовки велосипедистов, достигших совершеннолетнего возраста, для безопасного движения по общедоступной сети улиц и автомобильных дорог;
совершенствование профилактической работы с велосипедистами, нарушающими правила дорожного движения;
пропаганда, в том числе в учреждениях образования и коллективах работников, безопасного поведения велосипедистов на общедоступной сети улиц и автомобильных дорог, активное участие в этой работе местных исполнительных и распорядительных органов и средств массовой информации;
6.3. принимаемых в отношении сети улиц и дорог, а также велосипедной инфраструктуры:
улучшение условий для участия в дорожном движении велосипедистов, в том числе посредством строительства элементов, предназначенных для велосипедистов в составе участков дорожной инфраструктуры;
разработка концепций развития велосипедного движения для населенных пунктов с численностью населения 50 тыс. человек и более, учитывающих специфику систем мобильности в каждом из городов и их пригородных зонах, а также разработка планов мероприятий по реализации концепций;
разработка региональных планов мероприятий по развитию велосипедного движения для населенных пунктов с численностью населения менее 50 тыс. человек, ориентированных на существенное увеличение доли ежедневных передвижений на велосипедах (т.е. усиление транспортной функции);
корректировка технических нормативных правовых актов с целью адаптации существующих автомобильных дорог между населенными пунктами для потребностей велосипедного движения, ориентированная в первую очередь на повышение безопасности движения велосипедистов по автомобильным дорогам в разные сезоны года с учетом погодных условий;
совершенствование уровня проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания транспортной инфраструктуры населенных пунктов;
более широкое применение мероприятий по «успокоению» автомобильного движения;
совершенствование технических норм при проектировании, строительстве и содержании велосипедных и велопешеходных дорожек;
создание (развитие) необходимой инфраструктуры для велосипедного движения в населенных пунктах, организация мест стоянок и парковок и их обозначение, организация мест хранения и сервисного обслуживания велосипедов;
6.4. принимаемых в отношении организации движения велосипедистов:
своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению требований законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;
системный анализ и совершенствование нормативных правовых актов, в том числе технических, определяющих требования к организации и регулированию велосипедного движения, в целях установления надлежащих условий и гарантий для обеспечения безопасного движения велосипедистов и других участников движения;
организация полноценного учета всех происшествий с участием велосипедистов и пешеходов (в настоящее время не подпадающих под определение дорожно-транспортного происшествия);
оптимизация скоростных режимов движения велосипедистов на велопешеходных дорожках;
осуществление координации деятельности государственных органов, осуществляющих управление и государственный контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, при разработке правил безопасного поведения велосипедистов и контроля за их выполнением;
6.5. принимаемых в отношении повышения эффективности управления системой велосипедного движения и государственного контроля за ней:
осуществление актуальных и всесторонних научно-технических исследований и разработок в области велосипедного движения и обеспечения его безопасности;
развитие практики страхования рисков при осуществлении велосипедного движения;
создание условий для транспортировки (перевозки) велосипедов при осуществлении городских, пригородных и междугородних перевозок;
рассмотрение вопросов велосипедного движения при проведении специальных аудитов дорожной безопасности проектов дорожной инфраструктуры;
6.6. направленных на получение широкой общественной поддержки велосипедного движения:
проведение с привлечением средств массовой информации мероприятий, направленных на развитие велосипедного движения и закрепление у граждан положительного стереотипа об использовании в дорожном движении велосипедов, привитие населению здорового образа жизни через использование велосипеда в повседневной жизни;
проведение целенаправленных мероприятий по закреплению у велосипедистов положительных стереотипов безопасного поведения на дорогах, повышению культуры велосипедистов;
формирование негативного отношения в обществе к нарушениям требований нормативных правовых актов, относящихся к велосипедному движению, начиная с дошкольного возраста;
создание системы мониторинга общественного мнения о велосипедном движении в целях использования при подготовке и принятии управленческих решений;
проведение массовых мероприятий и общественных кампаний, направленных на популяризацию велосипедного движения (в том числе силами общественных инициатив и организаций);
распространение социальной рекламы использования велосипеда как транспортного средства;
проведение мероприятий по стимулированию велосипедного движения как альтернативы использованию автомобилей (за счет введения платных автомобильных парковок, создания преимуществ для велосипедного движения и тому подобное);
- Финансирование осуществления мер, предусмотренных Концепцией, производится за счет средств:
7.1. республиканского и местных бюджетов, предусмотренных на содержание государственных органов и местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих управление и государственный контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, а также на финансирование мероприятий в области дорожного движения и дорожного хозяйства;
7.2. направляемых на цели здравоохранения, охраны окружающей среды, энерго- и ресурсосбережения, являющиеся областями, получающими выгоду от развития велосипедного движения за счёт профилактики развития заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни людей, загазованностью воздушного бассейна, снижения выбросов парниковых газов, снижения потребления топливных энергоресурсов;
7.3. фонда предупредительных (превентивных) мероприятий;
7.4. других источников, определенных законодательством.