Страничка руководителя физического воспитания

Спортивная форма на занятиях по физической культуре

СПОРТИВНАЯ ФОРМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. 

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности в спортзале. 

  Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты,  носочки. 

  Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате. Во всех возрастных группах физкультурные занятия имеют высокую моторную плотность, то есть 80-90% занятия дети двигаются, в результате чего одежда становится влажной и теряет былую чистоту. 

  Поэтому для поддержания здоровой гигиены ребенку необходимо иметь для занятий форму. Кроме этого специальная одежда и обувь являются соблюдением техники безопасности. Спортивная форма не стесняет движений малыша, он может выполнять различные упражнения с большой амплитудой. 

   Давайте вместе заботиться о том, чтобы детям было комфортно не только на физкультурных занятиях, но и после них. К правильной форме одежды относятся: спортивная футболка, шорты, носочки, обувь. 

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определѐнного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. 
2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д. 

4.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму. 

5.Спортивная обувь. 

Изначально детская спортивная обувь использовалась лишь для занятий спортом. Но со временем оценив все достоинства и преимущества спортивной обуви, она широко начала использоваться и в повседневной носке. Так как дети в большинстве своем очень подвижны и активны, без качественной спортивной обуви просто не обойтись. На сегодняшний день модельный ряд этой обуви очень разнообразен. Вы сможете без труда подобрать для своего ребенка кеды, кроссовки, бутсы и даже туфли выполненные в спортивном стиле.

 

Основные критерии для выбора детской спортивной обуви:
1. Они должны иметь жесткий задник и быть легкими.
2. Подошва обязательно должна быть эластичная, резиновая.
3. Она должна прочно фиксировать ножку, что позволяет избежать травм.
 

• Очень важным является правильный подбор размера. Ведь спортивная обувь должна быть немного больше (на один-полтора сантиметра длиннее), чем стопа ребёнка. Нужно помнить, что в тёплое время года из-за физических нагрузок ступни ног сильнее отекают и становятся больше. Именно поэтому нужно всегда покупать спортивную обувь в вечером или после занятий спортом, когда ваши ступни уже стали больше, иначе есть шанс прогадать с размером.

• Помните, что обувь для занятий спортом обязательно должна быть шире, в районе пальцев, чтобы они находились там свободно и удобно, не прижимаясь друг к другу.

• Приобретать такую обувь нужно в специальных спортивных магазинах. Там вы можете рассчитывать на помощь профессионального продавца-консультанта, а также быть уверенными, что приобретаете качественный товар. К тому же, если вдруг что-нибудь не подойдёт, у вас всегда есть возможность обменять товар или вернуть.

Для детей очень важно правильное развитие и формирование стопы. Если вы правильно подберете качественную детскую спортивную обувь вы сможете не беспокоиться о здоровье и комфорте ножек вашего энергичного и озорного ребенка. Выбирать лучше легкие кроссовки с крепкой задней стенкой. Внутри, а особенно на задней стенке кроссовок, должны быть мягкие подушечки, препятствующие натиранию ноги. При покупке следует обратить особое внимание на швы: они должны быть ровными и аккуратными. Если же на швах видны торчащие нитки или следы от клея, то кроссовки лучше не брать. Швы также следует прощупать и изнутри, ведь если они чрезмерно выступают, то ребенок может легко натереть о них ногу.

свернуть

Утренняя зарядка

«Развитие психофизических качеств – залог полноценного развития ребёнка»

 

 

 

 

«Развитие психофизических качеств –  залог полноценного развития ребёнка»

      Воспитание у детей потребности ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения закладывает прочные основы хорошего здоровья, полноценного гармоничного развития. Именно в детском возрасте у детей формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

      Детский возраст характеризуется активным, неравномерным развитием физических качеств и координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребёнка и соответствующим развитием систем и        функций его организма. Наиболее активно формируются физические качества и двигательные координационные навыки в возрасте 4 – 7 лет.

       Важным фактором, оказывающим влияние на полноценное развитие ребёнка, укрепление его здоровья является физическая культура. Движения оказывают всестороннее влияние на организм. Под воздействием движений улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в ЦНС, в эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме; ведёт к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательных систем, снижению работоспособности организма.

     Физические упражнения способствуют развитию умственных способностей: памяти, мышления, воображения, восприятия, координационных способностей; формированию целеустремлённости, выдержки, смелости, желания преодолевать препятствия.

      В целях гармоничного развития ребёнка необходимо создавать условия для развития таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость.  Уровень развития основных двигательных качеств  позволяет успешно овладеть двигательными умениями (ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и ползанием) и спортивными упражнениями (плаванием, катанием на велосипеде, ходьбой на лыжах и др.), способствует эффективному развитию у детей координационных способностей.

      Для развития у детей основных физических качеств и координационных способностей дома, можно выполнять несложные упражнения и движения на игровой площадке.

Упражнения для развития быстроты:

- физические упражнения в соревновательной форме: кто быстрее, кто выше, кто дальше и т.д.

- бег, ходьба, прыжки в быстром и медленном темпе;

- игры наперегонки;

- подбросить мяч, хлопнуть в ладоши 2-3 раза и поймать его.

Упражнения для развития ловкости:

- бег спиной вперёд;

- различные виды прыжков;

- разные способы бросания: сверху, снизу, сбоку, из-за головы;

- ходьба, бег, прыжки между предметами;

- выполнение различных упражнений с разными мелкими предметами: перебросить из руки в руку, быстро собрать камушки и др.

Упражнения на развитие гибкости:

- различные наклоны: вперёд-назад, вправо-влево, вперёд, касаясь руками носков;

- лазание по гимнастической лестнице;

- ползание по полу: на четвереньках, на животе, на спине и т.д.

Упражнения на развитие силы:

- подтягивание на перекладине;

- прыжки через предметы на 1 и 2 ноге;

- прыжки в высоту, в длину с места и с разбега;

- лазание по канату, шесту.

Упражнения на развитие выносливости:

- упражнения циклического характера: бег, ходьба, прыжки;

- ходьба и бег по песку, по траве, по глубокому снегу;

- плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах;

- туристические походы.

свернуть

Формирование правильной осанки

Осанкой принято называть манеру человека стоять, сидеть, ходить. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринуждённо стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать прямо корпус и голову. У обладающего правильной осанкой лёгкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперёд, живот подтянут, ноги в коленных суставах выпрямлены. Не умеющий правильно держать своё тело стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Нарушения осанки у ребёнка могут возникнуть, если он постоянно спит на слишком мягкой, провисающей постели, если во время прогулок вы держите его за одну и ту же руку, если мебель для занятий не соответствует его росту, если он носит тесную одежду, боком или, сгорбившись сидит за столом, читает или рисует лёжа в постели.

Сформировать у ребёнка правильную осанку или исправить её недостатки (нарушения) помогут специальные упражнения. Выполнять их можно в любое удобное время: вместе с комплексом утренней зарядки, на оздоровительных тренировках, на прогулках. Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.

Корригирующие упражнения желательно делать несколько раз в день. Длительность интервалов отдыха между выполнением разных упражнений — 3-5 секунд. Время удержания статических положений следует наращивать постепенно: от 3-4 до 15 секунд. Амплитуда движений также постепенно увеличивается до максимально возможной величины. Все упражнения выполняются в медленном темпе.

Упражнения для укрепления мышц спины.

«Рыбка». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два» — принять исходное положение.

«Морская звезда». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два» — развести руки в стороны, ноги врозь; на счёт «три» — руки вперёд, ноги вместе; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

«Лодочка». И. п. — лечь на живот, руки отвести назад, пальцы переплести. На счёт «раз» — поднять голову и плечи, прогнуться, руки назад; на счёт «два — семь» — держать принятое положение; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

«Плавание брассом». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки; на счёт «два — семь» — движения руками, имитирующие плавание брассом; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

«Ныряльщики за жемчугом». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд, ладони вместе. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два — семь» — попеременные движения ногами вверх-вниз; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

«Русалочка». И. п. — встать на колени, руки — в стороны. На счёт «раз, два» — сесть на правое бедро, правую руку дугой вниз-влево; на счёт «три, четыре» — принять исходное положение; на счёт «пять — восемь» — то же в другую сторону.

«Катамаран». И. п. — сесть на коврик, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять. На счёт «раз — шестнадцать» — имитировать нажимы ногами на педали.

«Медуза». И. п. — лечь на спину, ноги врозь, руки в стороны-вверх. На счёт «раз» — группировка лёжа на спине: ноги согнуть, обхватить голени руками, голову поднять (когда начинается шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно); на счёт «два, три» — держать принятое положение; на счёт «четыре» — принять исходное положение (когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность).

«Кальмар». И. п. — сесть, руки в упоре сзади. На счёт «раз» — согнуть ноги, притягивая колени к груди; на счёт «два» — разогнуть ноги в стороны-вверх; на счёт «три» — ноги вместе; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

«Кит». И. п. — лечь на спину, руки — к плечам. На счёт «раз, два» — сесть, руки вверх; на счёт «три — шесть» — потрясти расслабленно кистями («кит пускает фонтан»); на счёт «семь, восемь» — принять исходное положение.

Комплекс «Красивая осанка».

«Выпрямляем спинку». И. п. — сесть на пятки, руки — в стороны. На счёт «раз» — согнув руки в локтях, соединить их за спиной (правую руку сверху, левую — снизу), переплести пальцы; на счёт «два, три» — держать принятую позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение; на счёт «пять — восемь» — то же, поменяв положение рук.

«Напрягаем ручки». И. п. — сесть по-турецки, руки — сзади, пальцы переплести. На счёт «раз» — глубокий наклон вперёд, руки назад-вверх; на счёт «два, три» — держать принятую позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

«Расправляем плечи». И. п. — сесть по-турецки, руки — за головой. На счёт «раз — четыре» — пружинисто отвести локти назад; на счёт «пять» — сделать глубокий наклон вперёд, отводя локти назад; на счёт «шесть, семь» — держать позу; на счёт «восемь» — принять исходное положение.

«Красивые наклоны». И. п. — сесть, руки — в упоре сзади. На счёт «раз» — глубокий наклон вперёд, обхватить стопы руками; на счёт «два, три» — держать позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение.

«Прогибаемся назад». И. п. — лечь на живот, руки в стороны. На счёт «раз, два» — в упоре на бёдрах прогнуться назад, подняв согнутые в коленях ноги; на счёт «три — шесть» — держать позу. На счёт «семь, восемь» — принять исходное положение.

Данные комплексы не обязательно выполнять все и полностью за один раз. Можно делать один комплекс в день, последовательно меняя их.

свернуть

"Игры для коррекции двигательной активности". Рекомендации для воспитателей и родителей

Игры для коррекции двигательной активности

      Как известно, потребность в движении является врождённой. От степени удовлетворения этой потребности во многом зависит здоровье и развитие ребёнка. При внимательном наблюдении за детьми бросается в глаза их различная подвижность. Наряду с оптимально подвижными детьми обращают на себя внимание мало или чрезмерно много двигающиеся. Чрезмерно подвижные (гиперподвижные) дети отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, несдержанностью, неуравновешенным поведением, они невнимательны и неусидчивы на занятиях. Малоподвижные (гипоподвижные) дети в силу недостаточного развития их двигательной сферы неуверенны, необщительны, боятся пространства. У тех и у других обычно небольшой запас движений, качество их выполнения чаще всего неудовлетворительно. Эти дети требуют особого внимания взрослых.

      Корреккционная работа с гиперподвижными детьми должна быть направлена на обогащение движений, развитие их точности, ловкости, формирования умения управлять ими. Правила предлагаемых игр для этих детей требуют правильного и точного выполнения движений, действий по сигналу, умения договариваться с партнёрами о деталях игры.

      Цель игр для малоподвижных детей – развивать потребность в движении, обогащать их деятельность разнообразными движениями, воспитывать активность, уверенность, общительность. Правила игр связаны с необходимостью довести игровое действие до конца, выполнить правильно движения.

      Предлагаемые игры для детей разной подвижности разделены условно. На определённом этапе полезно объединять в совместных играх и тех и других детей.

ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ

«БЫСТРЫЙ МЯЧ»

Цель: Упражнять в точности движений: учить проявлять настойчивость в достижении поставленной задачи; формировать умение управлять собственными движениями.

Материал: Мячи по количеству детей.

Содержание игры: Дети встают в ряд так, чтобы не мешать друг другу, на расстоянии 1 – 3 м от свободной стены. Они принимают исходное положение и по сигналу с силой толкают мяч рукой, таким образом, чтобы он ударился о стену и покатился обратно. Тем, у кого движение получилось, засчитывается по одному очку. Перед детьми ставится задача набрать как можно больше очков.

Правила: 1) мяч должен удариться о стену и покатиться обратно; движение не засчитывается, если этих показателей нет; 2) движение начинать одновременно по сигналу.

Варианты игры: Усложняются исходные положения, о которых дети договариваются перед началом игры. Возможные варианты: сидя, стоя на коленях, в приседе, лежа на животе, нагнувшись спиной к стене (мяч прокатывается между ногами). Мяч сложно толкать двумя руками, ногой, головой. Когда движение будет освоено, вводится новое правило – очко засчитывается в том случае, когда мяч вернулся к игроку и он поймал его.

«ДВА МЯЧА»

Цель: Развивать глазомер, умение управлять собственными движениями; упражнять в целенаправленной деятельности.

Материал: Мячи (средних и крупных размеров) по количеству детей.

Содержание игры: Дети садятся попарно лицом друг к другу на расстоянии 1 – 3 м (по договорённости), у каждого в руках по мячу. По команде дети прокатывают мячи навстречу друг  другу  таким образом, чтобы они ударились.

Правила: 1) добиваться, чтобы мячи столкнулись, в противном случае очко не засчитывается; 2) начинать движение одновременно по сигналу.

Варианты игры: Дети одновременно бросают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились; бросают мячи друг другу и ловят их; выполняют движения из разных и.п.: стоя на коленях, стоя спиной друг к другу, боком, ноги шире плеч.

«ОХОТНИКИ И ОБЕЗЬЯНЫ»

Цель: учить реагировать на сигнал; совершенствовать навык лазанья.

Материал: физкультурное оборудование.

Содержание игры. Выбираются два охотника, остальные дети – обезьяны. Пока охотники отдыхают, дети бегают, выполняют подскоки, принимают различные позы. На сигнал «Охотники!» обезьяны прячутся на деревьях – быстро влезают на гимнастические лестницы, канаты и т.п.

Правила: выполнять движения точно по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

ИГРЫ ДЛЯ ГИПОПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ

«ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ»

Цель: развивать интерес к движениям, быстроту реакции на сигнал.

Содержание игры.  Воспитатель (инструктор) предлагает представить детям, что они мячики. Он называет какое-либо движение, а дети-мячики начинают его выполнять. Используются движения, которые обычно применяются в игре с мячом: прыжки (отбивания мячей), бег (бросание), катание по полу  и др. В конце игры обязательна положительная оценка, похвала.

Правило: движение начинать и заканчивать по сигналу.

Варианты игры. Дети выполняют движения в парах: один из них – мяч, другой управляет мячом, движения выполняют все одновременно под руководством одного из детей (руководитель предварительно показывает движение, которое надо выполнять); необходимо образно передать движение: ленивый мяч – неленивый мяч, тяжёлый мяч – нетяжёлый мяч, большой мяч – маленький мяч, весёлый мяч – грустный мяч.

«ВОЛЕЙБОЛ»

Цель: развивать точность движений руки, силу; воспитывать интерес к движению.

Материал: верёвка, мячи (по количеству игроков).

Содержание игры. Мячи (в сетках) подвешиваются на натянутой верёвке на высоте поднятых вверх рук ребёнка. Дети силой ударяют каждый по своему мячу, чтобы задать большую траекторию движения и перебросить его через верёвку. Побеждает тот, чей мяч  в конце игры окажется ближе к натянутой верёвке.

Правила: 1)использовать названное воспитателем движение; 2) продолжительность движений каждый определяет сам; 3) игрок, закончивший игру, поднимает руки вверх.

Варианты игры. Ударять по мячу только правой (левой) рукой, двумя руками; с одновременным подпрыгиванием; с разбега.

«ДЛИННАЯ ДОРОЖКА»

Цель: развивать интерес к движениям, двигательное творчество, навыки равновесия, упражнять в основных видах движений.

Материал: дорожки из клеёнки.

Содержание игры. Выкладываются параллельно дорожки по количеству игроков. Перед детьми ставится задача преодолеть свою дорожку как можно быстрее с помощью бега, прыжков, ползания. Вначале движения называет воспитатель. Позднее дети сами договариваются о движениях.

Правила: 1) выполнять названное движение; 2)двигаться не сходя со своей дорожки.

Варианты игры. Преодолеть дорожку боком, спиной вперёд, разными способами ходьбы и бега; с закрытыми глазами; придумать свой способ преодоления дорожки; представить себя ветром, вихрем, лошадкой, зайчиком и т.д.

свернуть

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

 

 

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

Уважаемые папы и мамы!

Если Ваши дети Вам дороги, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

 С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

 

1.Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

2. Соблюдайте режим дня.

3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4. Любите своего ребёнка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

5. Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз.

6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

7. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.

8. Личный пример здорового образа жизни - лучше всякой морали.

9. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду.

10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.

12. Лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.

 

 

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

свернуть